20 февраля 2024 Статьи

12 базовых навыков человека

Вы когда-нибудь  задумывались о том, что такое «образованный человек» и что именно он должен знать и уметь? В разные времена разные источники по-своему пытались сформулировать список навыков и знаний образованного человека. Конечно же, формированием подобных списков занимался не кто-нибудь, а ведущие университеты мира.

Например, Гарвард, занявший первое место в академическом рейтинге университетов мира) выдал следующий перечень:

  • Способность выявлять проблемы без наставничества или помощи;
  • Умение задавать вопросы и ставить под сомнение  преобладающие стратегии мышления;
  • Способность быстро выделять и усваивать важные данные из массы информации;
  • Умение работать в команде без наставничества;
  • Умение работать совершенно самостоятельно;
  • Способность убеждать и отстаивать собственную точку зрения;
  • Способность осмысленно преобразовывать информацию в новые формы, находить новые векторы применения;
  • Способность ведения конструктивной дискуссии, не отходя от обсуждаемой темы;
  • Способность мыслить индуктивно, дедуктивно и диалектически;
  • Способность решать проблемы эвристическими методами.

Принстонский университетседьмое место в рейтинге, предлагает следующий список:

  • Способности думать, говорить и писать четко и понятно;
  • Способности системного и критичного мышления;
  • Способность осмысливать и решать проблемы:
  • Способность независимого (от внешних факторов) мышления;
  • Способность проявлять инициативу и работать самостоятельно;
  • Умение работать в команде;
  • Способность осмысливать изученное;
  • Способность отличать важное от тривиального, постоянное от эфемерного;
  • Способность дифференцировать способы  мышления (исторический, научный, эстетический подходы и прочие);
  • Иметь глубинные знания в определенной области;
  • Способность видеть связи между дисциплинами, идеями  и культурами;
  • Способность обучаться на протяжении всей своей жизни.

Университет имени Джорджа Вита декламирует следующие навыки:

  • Способность понимать и принимать человеческую природу и действовать в соответствии  с ней;
  • Способность  выявления основных позитивных личностных качеств и превращения их в привычки;
  • Умение устанавливать, поддерживать и улучшать установившиеся связи и отношения (с людьми);
  • Умение поддерживать баланс в собственной жизни;
  • Способность отличать истину от заблуждений, независимо от источника или способа получения информации;
  • Способность отличать истинное от верного;
  • Способность поддерживать самодисциплину;
  • Способность поддерживать в себе стремление и действовать в векторе постоянного самосовершенствования.
  • Все изложенные выше пункты навели на меня на несколько мыслей.

Первая – очевидна – наша действующая система школьного и высшего образования имеет очень мало общего с необходимыми на сегодняшний день знаниями и навыками.

Вторая мысль заключается в том, что в наших реалиях, человеку желающему развиваться предоставлен не слишком большой выбор:

    • Уезжать и учиться за рубежом, что не приемлемо для очень многих ввиду финансовых и множества других жизненных аспектов;
    • Посещать тренинги, курсы, семинары, искать наставников. Совершенно очевидно, что личный контакт с источником знаний является наиболее продуктивным$
    • Учиться дистанционно – сегодня, благо, есть масса программ, в том числе и от вышеупомянутых ВУЗов, позволяющих получать образование дистанционно, вот несколько из них:

https://www.coursera.org/ — международный проект, основанный профессорами Стэнфордского университета, на данный момент в программе участвуют 33 университета со всего мира.

https://www.edx.org/ — не коммерческий образовательный проект, основанный Гарвардским и Массачусетским университетами.

http://www.lsbf.org.uk – для тех, кого интересует MBA.

Дистанционное обучение и посещение тренингов прекрасно считаются.

Третью мысль можно сформулировать так: необходим единый список, единая структурирующая понятная программа, эдакий базис, фундамент, дающий представление с чего следует начинать человеку, осознавшему необходимость постоянно развиваться — профессионально, духовно, персонально. Такой фундамент, на мой взгляд, был прекрасно сформулирован Джошем Кауфманом (Josh Kaufman) экспертом в области образования, автором бестселлера  «The personal MBA – Master the Art of Business», переведенного на 12 языков мира и используемого как учебник в Стэнфордском, Гарвардском, Портлэндском и Нью-Йоркском Университетах.

Вот они, 12 базовых навыков , необходимых для достижении наилучших результатов в любой сфере деятельности:

(перевод старался сделать не особо художественным, дабы максимально четко передать формулировки автора)

1. Информационное усвоение  — как найти, обработать, и осмыслить информацию. Расставить приоритеты оптимально для текущих условий и решения конкретной задачи. Человек с развитым навыком информационного усвоения, может быстро обрабатывать и применять информацию к конкретной ситуации, с неизменно высоким уровнем понимания происходящих процессов.

2. Письменная коммуникация — способность излагать мысли и идеи в письменной форме четко и лаконично. Человек, с хорошим навыком письменной коммуникации в состоянии доступно донести информацию до других, кроме того, он умеет убеждать и оказывать влияние на других людей по средствам письменной коммуникации.

3. Устная коммуникация – навык общения и способность излагать мысли и идеи другим людям, ясно, кратко и уверенно. Мастер коммуникации способен найти подход к любому типу личности и умеет общаться как на межличностном уровне, так и с группой людей,  в располагающей манере, без видимых признаков напряжения или стресса.

4. Математика — способность точно использовать знания из арифметики, алгебры, геометрии и статистики для анализа и решения целевых задач. С данным навыком человек может использовать цифры, коэффициенты и уравнения, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и возможных векторах её развития.

5. Принятие решений – способность выявить суть проблемы, расставить приоритеты, сосредоточить энергию и направить усилия, признать заблуждения и избежать типичных ошибок. Человек, развивший в себе эту способность, может выделить основное,  отсечь типичные ошибки и когнитивные предвзятости и наконец, принять верное решение.

6. Раппорт — навык взаимодействия с окружающими людьми таким образом, чтобы побуждать  их любить, доверять и уважать вас. Человек, который легко конструирует раппорт, способен строить продуктивные, взаимовыгодные отношения с широким кругом людей таким образом, чтобы влиять на их восприятие и их мнение. Природа раппортизма заложена в основе успешных деловых, романтических и дружеских отношений (прим. автора)

7. Конфликтология — навык предвидеть потенциальные источники конфликтов и находить способы их разрешения. Человек, который хорошо подкован в урегулировании конфликтов, в состоянии исключить непродуктивные эмоции и перенаправлять их в целевое русло, как в индивидуальном общении, так и в группах.

8. Предугадывание или анонсирование – как определить возможный сценарий развития целевого процесса – тесно связан с навыком своевременного и правильного принятия решений.  Помимо прочего, этот навык позволяет заблаговременно продумывать возможные компромиссы и вектора для действия, что в сумме приведет к достижению цели.

 9. Планирование – навык позволяющий определить необходимые для достижения цели шаги, определить и подготовиться к неизвестным и неизбежным факторам непредвиденных обстоятельств. Человек с высоким навыком планирования способен рассчитать риски, продумать максимальное количество способов достижения, поставленной цели минуя возможные сложности.

10. Самосознание — как точно воспринимать и влиять на собственные внутренние состояния и эмоции, сюда же относиться распределения энергии, сила воли и концентрация.  Человек с высоким уровнем самосознания, способен четко калибровать в каком физическом и психоэмоциональном состоянии он перебывает и какая между ними связь, кроме того, он владеет достаточным количеством действенных психотехник для эффективного управления собственными состояниями.

11. Взаимосвязь – в корне навыка лежит системное мышление. Задача — распознать, понять и использовать ключевые особенности систем и связей, в том числе причинно-следственных, а так же обратную связь. Данный навык позволяет определить наиболее важные факторы в системе, изучить, как они влияют друг на друга, совершенствовать систему, не вызывая нежелательных последствий.

12. Овладение навыками – поиск и осознание новых путей и знаний для получения необходимых навыков в разных сферах жизни. Потребность в постоянном саморазвитии. Действие для утоления этой потребности. Обращение к собственному сознанию, практике, наблюдению и экспериментам для достижения наилучших результатов.

Сложно не согласиться с тем, что человек, обладающий такой «обоймой» навыков просто обречен на успех. Так же, сложно не констатировать тот факт, что образование среднестатистического жителя стран постсоветского пространства далеко от соответствия  современным потребностям.

Вполне сознательно именно последнему пункту я уделяю в сутки больше времени, чем сну и приему пищи. Сферами моего интереса как филолога и тренера оказались так же присутствующие в этом перечне навыки — устная коммуникация, как в контексте переговоров, или продаж, так и публичных выступлений. Раппорт – как важнейшая составляющая всех коммуникативных процессов. Конфликтология – как необходимость для организации действительно комфортного общения и, конечно же, развитие самосознания – ведь не умея влиять на свои собственные эмоции и состояния, человек никогда не сможет сознательно благотворно повлиять на другого человека.

Я считаю, что все вышеизложенное должно преподаваться в школе. Я считаю, что каждый человек, по достижению сознательного возраста должен понимать, что он изучает и зачем, на что  тратит такой невосполнимый ресурс как время. Целью написания этого текста не есть призыв лично ко мне на тренинги. Я хочу, чтобы читающие это адекватно оценили свое собственное образование, ценность и продуктивность своей ежедневной рутины, свои «очень важные дела» и наконец-то занялись самым важным делом в жизни каждого человека — саморазвитием.

Вернуться в новости

Поделиться в соц сетях:

12 базовых навыков человека

Другие новости