20 февраля 2024 Статьи

Ораторские искусство: часто задаваемые вопросы

Время от времени получаю на почту или в социальные сети вопросы на ту или иную тематику, решил суммировать некоторые из них в единый блок, вот что получилось.

Какая польза от ораторского искусства в современном мире?

У некоторых кругов аудитории, как я заметил, представление об ораторском искусстве несколько искажено образами политиков, МЛМщиков и прочих. Но я бы не стал проводить слишком тесные параллели с ними. Вместо этого отмечу, что ораторское искусство – это, скорее, навык говорить таким образом, чтобы максимально эффективно доносить свои идеи до слушателя, приковывать к себе все внимание, достигать своей цели – продавать, развлекать, заинтересовывать, агитировать, побуждать к действию. Польза очевидна. Навык этот можно использовать как с сотнями слушателей в большом зале, так и в более камерном формате: презентация своего бизнес-проекта паре-тройке потенциальных партнеров – это тоже своего рода выступление.

Сложно ли стать хорошим оратором? Многие ли имеют для этого способности?

А сложно ли научиться водить машину или печатать десятью пальцами? Это навыки, для их развития нужна постоянная практика. В какой-то момент навык вырабатывается до автоматизма, и мы уже не задумываемся над тем, что делаем, главное – продолжать практиковаться. Ораторское искусство – тоже навык, его нужно развить, а потом поддерживать мастерство. Теория – книги или лекции, например тренера, нужны только для оптимизации учебного процесса и передачи личного опыта.

Почему необходимость выступить вызывает такой сильный страх?

Его причин может быть множество – от самых поверхностных до глубинных. Есть, например, в психологии такое понятие, как пейрафобия, она же глоссофобия – собственно страх сцены, публичного выступления. Слышал мнение, что причиной его возникновения может служить атавистическое подсознательное ассоциирование публичного выступления с выставлением себя на суд стаи, без которой, как известно, любое стайное существо погибает. Вышел перед стаей – облажался, тебя изгнали, и ты погиб – такой вот первобытный страх. Есть еще причина под названием «не знаю, что делать…», возникает от банальной неподготовленности: подготовка – это 90% успеха и куча сохраненных нервных клеток. Отсутствие опыта – еще один стресс-фактор. На самом деле причин, почему возникает страх, можно найти множество. Лучше не акцентировать на них внимание, а просто выходить и выступать.

Как преодолеть страх публичного выступления?

Золотая формула: больше опыта – меньше страха. Просто брать и делать. На эту тему рекомендую мою статью на сайте тренинг-центра. Есть, конечно, ряд советов, которые можно дать начинающему, дабы немного облегчить конвульсии – с ними можно ознакомиться здесь.

Каковы главные компоненты успешного выступления?

В хронологическом порядке:

  1. Понимание цели выступления – проще говоря, того, что слушатели должны сделать после его окончания.
  2. Подготовка.
  3. Подготовка.
  4. Подготовка.
  5. Правильное завершение выступления.

Кроме того, просто необходимо получать удовольствие от процесса. Хороший оратор заряжает публику, при этом сам заряжаясь от нее.

Как лучше составить текст своего выступления, обязательно ли его заучивать?

Сама формулировка вопроса не совсем верна – мы ведь готовим не текст, который можно дать кому-то прочесть. Мы готовим речь – то, что мы будем говорить. Следовательно, и готовить следует выступление. О том, как это делать с максимальной пользой, можно прочесть здесь.

После того как речь составлена в голове, можно накидать себе тезисный план, главное – во время выступления не бояться отойти от него. Репетируя, можно записывать какие-то ключевые мысли, просто чтобы не упустить ничего важного.

Существует ли четкая структура выступления?

Есть такое понятие, как закон композиции: вступление, основная часть, финал, кульминация. Это одно из тех правил, которые нарушать не стоит.

Как следует начинать выступление?

Необходимо помнить, зачем нужно вступление: вовсе не для того, чтобы по-быстрому открыть аудитории все карты. Вспомним, как людям свойственно воспринимать незнакомых людей – нейтрально, иногда скептически, безразлично. Порой аудитория просто еще не готова слушать. При любом положении дел зал следует настроить на свою волну, расположить к себе, произвести позитивное впечатление – это критично важно. Именно позитивное впечатление, а не то, что вы расскажете, будет помнить слушатель.

Как расположить к себе слушателя во время вступления?

Инструментов много – искренний комплимент всегда работает, можно также присоединиться к какой-то явно актуальной не касающейся выступления проблеме – мало ли, жара, например, на улице… Главное – сделать это позитивно. Рассказать, о чем вы думали, когда вчера готовились к выступлению или пока ехали на выступление. Пошутить – тоже отлично работает. Стать чем-то похожим на присутствующих слушателей – идеальный вариант. И главное – создать позитивную атмосферу и произвести хорошее впечатление о себе.

Что делать, если забыл речь или в каком-то месте сбился?

Главное – понимать, что аудитория этого обычно не знает. Кроме того, все забыть невозможно. Как правило, теряется какая-то мысль, которая рвет всю логическую цепь, в результате возникает паника, а затем ступор. Бороться с этим просто – говорить нужно то, о чем помнишь, либо повторить все уже сказанное еще раз, но другими словами. Слушатель «лажи» не заметит, а утерянная мысль, скорее всего, в голову рано или поздно придет. Иногда можно взять «таймаут» и, если ситуация позволяет, задать вопрос залу – поинтересоваться мнением нескольких человек в разных концах аудитории. Самое простое – зацепиться за место, на котором «все забыли», и развивать тему с последней мысли. Ничего особо гениального из этого не выйдет, но это явно лучше, чем стоять молча.

Сложно ли поставить голос?

Я обычно на тренингах даю полуторачасовой блок на постановку голоса и мимики, плюс домашнее задание на каждый день – оно занимает минут 15, рекомендую делать с самого утра. Те, кто не ленится, имеют результат уже через пару недель.

Как избавиться от слов-паразитов?

Для начала – начать обращать на них внимание, для многих этого уже оказывается достаточно. Приучить себя делать паузу там, где это необходимо, а не замещать ее какой-то бессмыслицей. В крайнем случае, сыграть с самим собой, другом или тренером на деньги (например – одно слово-паразит стоит десять «вечнозеленых») или договориться гавкнуть или матюкнуться сразу после употребления слова-паразита независимо от того, где находитесь. У меня в практике были случаи, когда речь становилась «чище» практически на глазах. Проигрывали максимум пятьдесят долларов.

Как развить жестикуляцию?

Сценическая или ораторская жестикуляция ставится. Для нее характерны более широкие жесты, чем, например, при частной беседе, хотя многое зависит от аудитории. На тренингах с группами в 20-30 человек можно жестикулировать практически так же, как и при личной беседе. Главное, чтобы жестикуляция была естественной. Отказываться от нее категорически нельзя – это значительно ухудшит для слушателя образ выступающего.

Я лично очень люблю такой инструмент, как маркирование. Это весьма специфичный вид жестикуляции, позволяющий на подсознательном уровне делать акценты на определенной информации. Например, говорите фразу «умные люди» – сделали жест в аудиторию – получился комплимент: никто не понял, но все почувствовали. Говорите о бесконечно обаятельном и харизматичном человеке, каком-то абстрактном – ненавязчиво «отмаркировали» на себя. Эффект порой поражает!

Какой оптимальный темп речи для выступления?

Максимально комфортный для оратора, но в рамках приличия. Слишком быстро – воспринимается как страх, неуверенность или желание «отстреляться». Слишком медленно – может раздражать или утомлять. Перед выступлением иногда стоит вникнуть в профессиональную лексику или сленг аудитории, с которой имеете дело – его употребление однозначно улучшит восприятие личности оратора, да и «дойдет» до зала быстрее.

Куда смотреть во время выступления?

На всех сразу: «плавать» взглядом по лицам слушателей – оптимальный вариант. Если уж очень страшно – сфокусировать взгляд на ком-то одном или нескольких людях в зале. Оптимально, если это будут ваши приятели, потому как у незнакомого человека уставившийся на него оратор может вызывать дискомфорт.

Я стараюсь разделить всю аудиторию на секторы (иногда сам зал уже разделен) и просто поочередно уделять каждому сектору зрительное внимание.

Слышал совет от кого-то описывать зрительную дугу над головами слушателей, но категорически с ним не согласен. Зрительный контакт необходим!

Финал и кульминация выступления – какие они?

Финал есть всегда, кульминация – ситуативно. В финале мы логически завершаем основную часть: рассказываем, как решить проблемы, о которых говорили, даем какие-то советы и так далее. Кульминация – это искра: всего один миг, меткая фраза, которая засядет в головах слушателей, красочный призыв к действию.

Вернуться в новости

Поделиться в соц сетях:

Ораторские искусство: часто задаваемые вопросы

Другие новости